ИППОТЕРАПИЯ ПРИДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ИППОТЕРАПИИ

Иппотерапия - это не что иное, как одна из форм лечебной физической культуры, так как в её основе, как и в основе ЛФК, лежит движение. Но всё же это форма особая, потому что она использует такой необычный «спортивный снаряд», как живая лошадь.

ЛВЕ – это форма иппотерапии, где пациентом используются средства управления лошадью. Занятия по ЛВЕ могут быть индивидуальными и групповыми, но начинаются обязательно с индивидуальных.

Индивидуальные занятия: процедура, занятие или урок иппотерапии подразумевает обязательное участие 4-х основных «действующих лиц». Это пациент, инструктор по иппотерапии, коновод и лошадь. К ним при необходимости могут добавляться ещё 1-2 действующих лица: помощник инструктора и специалист.

Групповые занятия : проводит один тренер, с группой из 4-6 всадников - пациентов, с каждым из которых работает помощник. Помощник, в зависимости от возможностей и умений своего подопечного или страхует его и помогает ему управлять лошадью с помощью дополнительного повода или идёт рядом, вмешиваясь в процесс только при необходимости.

Занятия по «собственно иппотерапии» всегда только индивидуальные. Пациент сидит на лошади без седла или в седле, держится или не держится за ручки гурта (страховочная подпруга), инструктор страхует пациента, один или с помощником, если больной тяжёлый (в прямом или переносном смысле) или условия для занятий не полностью отвечают требованиям безопасности. Инструктор руководит всей процедурой, даёт пациенту посильные задания, предлагает и помогает выполнять различные упражнения, следит за состоянием пациента, руководит работой коновода и помощника. Если в процедуре участвуют специалисты, они также работают под руководством инструктора.

ЛЕЧЕБНЫЕ ЭФФЕКТЫ ИППОТЕРАПИИ

Занятия верховой ездой способствуют созданию у детей новых условных рефлексов, редукции тонических рефлексов, развитию равновесия, совершенствуют координацию движений.

У детей с ДЦП иппотерапия компенсирует ограниченность двигательной активности и накапливающийся вследствие этого дефицит афферентной импульсации. По данным проведенных исследований, иппотерапия способствует снижению спазма мышц, увеличению объема движений в суставах, силы мышц спины, живота и конечностей. С помощью иппотерапии достигается оптимальная согласованность всадника с движениями лошади, которая во многом идентична походке здорового человека.

Идущая лошадь передает всаднику более ста колебательных импульсов за минуту. При иппотерапии появляется возможность многократного повторения движений, что создает условия для формирования и закрепления навыков. В ходе занятий у ребенка вырабатывается умение держаться в седле, что является интуитивным чувством резонансного ритма движения. Область таза всадника, воспринимая разнонаправленные колебательные движения лошади, перемещается в такт движениям животного. Правильное положение таза пациента способствует настраиванию на индивидуальную частоту живого существа, таким образом, лошадь становится естественным генератором двигательных резонансных импульсов

Положительное действие иппотерапии усиливается еще тем, что нормальная температура тела лошади выше человеческой на 1,5–2 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливается кровоток в конечностях. Регулярные занятия способствуют адаптации организма к физическим нагрузкам.

Помимо коррекции пространственных представлений, занятия иппотерапией способствуют получению ребенком нового чувственного опыта, что дает много возможностей для коррекции таких компонентов когнитивной регуляции, как восприятие, внимание и память.

Позиция верхом в значительной степени способствует выравниванию тонуса мышц бедра и устранению мышечных спазмов, профилактике подвывихов бёдер и контрактур. Сочетая верховую езду с тренировкой групп мышц разгибателей нижних конечностей, можно добиться высокой эффективности результатов в подготовке ребенка к ходьбе.

ПОКАЗАНИЯ

Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:

• детский церебральный паралич;

• нарушения со спастическими и гипотоническими атаксическими компонентами, наряду с нарушениями правильной двигательной активности туловища, головы, рук и ног;

• нарушения двигательной сферы в результате вялых параличей, полиомиелита;

• заболевания опорно-двигательного аппарата, сколиозы 1-2 степени, остеохондроз;

• рассеянный склероз;

• психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении, афазия, задержка психического развития;

• умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;

• грыжи, если не беспокоят клинические признаки;

• потеря зрения, потеря слуха;

• эпилепсия (при редких припадках);

• отсутствие конечностей;

• различные нарушения социальной адаптации;

• послеоперационная реабилитация.

Прекрасно поддаются реабилитации с помощью ЛВЕ болезни, которые традиционно принято относить к так называемым «болезням регуляции»: желудочно-кишечные и сердечно- сосудистые заболевания, в том числе постинфарктные состояния (с середины 3-го тренирующего этапа 2-й фазы физической реабилитации), артериальная гипертензия 1 и 2 степеней.

Координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента.

Иппотерапия оказывает влияние и на высшую нервную деятельность. Стимулируется мотивационно-познавательная деятельность. В результате этого ребёнок приобретает навыки бытового самообслуживания. Снижается излишняя эмоциональная лабильность, повышается психическая активность, мобилизуется волевая деятельность.

Нормализуются и улучшаются эмоционально-поведенческие реакции: повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, уменьшение страхов, агрессивности, замкнутости.

Верховая езда вызывает у ребёнка много положительных эмоций, ощущений и переживаний, улучшается настроение. Стимулируется развитие речи, обучаемости и внимания. Формируются новые коммуникативные навыки, расширяется круг общения.

Положительное влияние иппотерапии и на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную системы проявляется уменьшением количества, продолжительности и тяжести простудных заболеваний, повышением устойчивость к физическим нагрузкам

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ ИППОТЕРАПИЕЙ ПРИ ДЦП

1. В течение нескольких занятий происходит знакомство ребёнка с лошадью. Ребёнок, под руководством инструктора, наблюдает за процессом кормления лошади, учится ухаживать за ней.

2. Занятия на лошади начинаются с 10-ти минутного движения шагом. Через несколько занятий ребёнок перестаёт испытывать страх, и задача усложняется: добавляются специальные упражнения.

3. Продолжительность занятий не должна превышать 30 минут, даже при лёгких формах ДЦП.

Все иппотерапевтические занятия рекомендуется начинать с посадки всадника на лошадь без седла. Это имеет под собой значительные основания.

Верховая езда на неоседланной лошади требует от всадника больших усилий для удержания равновесия, позволяет лучше почувствовать лошадь как живое существо, активизировать соматогностические ощущения. Поиск равновесия является одним из первых навыков, усваиваемых ребенком в процессе овладения управлением собственным телом. Это тот навык, который для детей с детским церебральным параличом во многом так и остается неосвоенным. На лошади они получают второй шанс научиться держать равновесие во время «ходьбы».

КОМПЛЕКС ИППОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, РАЗРАБОТАННЫХ ДЛЯ ВСАДНИКОВ С ДЦП

1. Пусть всадник двумя руками возьмет небольшой кусок веревки: не сгибая локтей и подняв голову, всадник поднимает веревку над головой; далее одна рука всадника поднята, другая опущена, веревка проходит по спине. Это упражнение нужно проделать в обоих направлениях.

2. Пусть всадник сомкнет руки и нагнется к левой ноге, дотянувшись руками до ступни. Затем нужно распрямиться, развернувшись таким образом, чтобы руки были подняты вверх над правым плечом. В исходное положение он вернется после такого же наклона к правой ноге. Он должен смотреть в сторону движения рук и слышать: "смотри туда, куда двигаются твои руки".

3. Попросите всадника поднять голову как можно выше, затем сжаться как можно больше, но при этом не сгибаясь. Если у всадника есть трудности с равновесием, то инструктору необходимо зафиксировать правильную посадку всадника, помогая ему с земли.

4. Всадник должен взяться обеими руками за седло и наклониться вперед, пока не ляжет на шею лошади. Затем он должен подниматься обратно, пока его руки не распрямятся. Опираясь на одну руку, всадник должен подтянуться, вытянув другую руку; опираясь на одну или обе руки, всадник должен поворачивать голову во всех направлениях, не сгибая рук.

5. Пусть всадник закроет глаза в то время, когда ассистент будет вести лошадь. Всадник должен определять и говорить ведущему, когда тот начинает движение, останавливается или меняет направление.

6. Держите мяч или другой предмет на расстоянии, доступном для всадника, чтобы он мог дотянуться и взять его обеими руками. Перейдите в другое место, перед тем как всадник вернет вам предмет. Повторите упражнение несколько раз, меняя положение, чтобы всаднику приходилось поворачиваться, тянуться. Если всадник не может взять предмет, он может коснуться его.

7. Закрыв глаза, всадник на ощупь должен определить и сказать, какой предмет вы ему даете.

8. Держа предмет около левой ступни всадника, попросите его взять этот предмет правой рукой, переложите его в левую руку и отдать ассистенту. Повторите то же самое с другой стороны.

9. Поместите на манеже несколько точек отсчета: жерди, пирамидки и т.д. Нарисуйте простую карту, на которой будут показаны данные объекты. Ярким цветом нарисуйте несложный маршрут по направлению к ним, между ними или вокруг объектов. Всадник должен проехать верхом по маршруту, нарисованному инструктором. Всадник, который не может самостоятельно управлять лошадью, должен указывать рукой или поворотом головы ведущему, в каком направлении двигаться. В начале маршруты должны быть очень простыми.

10. Дайте всаднику кольцо. Он должен надеть его и снять, проведя по всей длине каждой руки, а затем ноги. Это упражнение во многом поможет формированию навыков по одеванию.

11. Положите всадника на седло животом. Разверните всадника или пусть он развернется сам (сохраняя положение на животе) таким образом, чтобы находиться параллельно лошади. Помогите всаднику положить обе руки на переднюю луку (или холку, если он работает без седла). Всадник должен, опираясь на руки, занять положение "сидя". Если это необходимо, помогите ему удерживать голову в нормальном положении относительно туловища.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ИППОТЕРАПИИ ПРИ ДЦП И РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ

1. Исходное положение №1 – сидя верхом лицом к голове лошади с руками, свободно опущенными вдоль туловища (рис. 1). Далее коневод начинает вести лошадь, которая идет медленным шагом, а человек просто удерживается на ее спине, сохраняя равновесие и прямое положение спины. Коневод ведет лошадь попеременно длинными и короткими шагами, а также периодически делает остановки.

Рисунок 1 – Исходное положение №1.

2. Далее человек принимает исходное положение №2 (рис. 2) – сидя верхом лицом к хвосту лошади. Для этого нужно спешиться и вновь вскарабкаться на лошадь. Человек должен удерживаться в данном исходном положении, пока коневод также ведет лошадь медленным шагом, изменяя длину ее шагов и делая периодические остановки.

Рисунок 2 – Исходное положение №2.

3. Следующим шагом является принятие исходного положения №3 (рис. 3) – сидя на лошади боком, лицом влево или лицом право. Сторону, в которую должно быть повернуто лицо, определяет иппотерапевт на основании особенностей человека. В этой позиции человек удерживается на лошади, которую в поводу ведет коневод, чередуя длинные и короткие шаги с остановками.

Рисунок 3 – Исходное положение №3.

4. Следующее – исходное положение №4 (рис. 4) – человек лежит своей спиной на крупе лошади головой к хвосту (4б) или к шее (4а), лицом в потолок, а руки свисают вдоль ребер животного. Сначала всадник принимает исходное положение 4а, а затем 4б. В этой позиции тренируется широкое разведение бедер и подвижность суставов плечевого пояса. Задача всадника – удерживаться в исходном положении во время шагового движения лошади, ведомой коневодом с чередованием длинных и коротких шагов, с остановками.

Рисунок 4 – Исходное положение №4 (справа – 4а, слева 4б).

5. Следующим упражнением является принятие исходного положения №5 (рис. 5). Причем сначала человек принимает исходное положение 5а (лежа животом на спине лошади, опираясь согнутыми в локтях руками в круп и обнимая ногами бедра задних ног), после чего коневод ведет лошадь шагом, а больной удерживает позу. После прохождения нескольких кругов всадник меняет положение на 5б (лежа животом на спине лошади, опираясь согнутыми в локтях руками в круп и обнимая ногами шею) и удерживает его, пока коневод ведет лошадь неспешным шагом.

Рисунок 5 – Исходное положение №5 (справа 5а, слева 5б).

6. Следующим шагом человек принимает исходное положение №6 (рис. 6) – лежа поперек лошади лицом вниз. В этом положении человек удерживается, пока коневод ведет лошадь шагом.

Рисунок 6 – Исходное положение №6